Приглашает Православная Буковина


Сегодня: 
Весник ЧПБИ
Гостевая книга
Обратная связь
Главная страница


 

ВВЕДЕНИЕ  ПРАВОСЛАВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В СТРУКТУРУ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Духовное развитие личности в большей степени определяется ее воспитанием и образованием. В своей воспитательной деятельности школа объективно имеет только двух союзников - Церковь и семью. Только Церковь, семья и школа реально осознают глу­бину проблемы и свою ответственность за состояние духовности украинского обще­ства. Другие современные социальные факторы, к сожалению, активно противодействуют моральным нормам.

Любая система образования опирается на определенное мировоззрение, которое или требует примат духовного начала, или отрицает его. В современных учебных заведениях,  к сожалению, еще часто осуществляется ориентация учеников на общество массового потребления американизированной стандартной продукции как материаль­ной, так и культурной При этом фактически выполняется заказ тех влиятельных транс­национальных структур, которым удобно видеть наш народ в качестве потребителя вто­росортных товаров для слаборазвитых стран и как работников экологически вредных производств. Естественно, что с этой позиции духовные ценности общества являются лишними. Поэтому необходимо, чтобы система образования опиралась на мировоззрение, в основе которого были бы духовные ценности, духовные и моральные ориентиры. Мы пока что не можем сделать материально обеспеченными граждан нашего общества, но мы мо­жем сделать все, чтобы были более богатыми духовно наши дети. И именно от того, какое. значение уделяется образованию и воспитанию в государственных структурах и в обществе, зависит наше будущее.

Что предлагает обществу Православная Церковь сегодня для преодоления про­блем воспитания? Сегодня необходимо понять, что система воспитания должна обра­титься к своим историко-культурным и духовно-моральным первоосновам. Государ­ственная школа должна обеспечить конституционное право граждан получить на­чальное представление о религии в соответствии с вероучениями и убеждениями, кото­рые приняты в семье.  Было бы ошибкой считать, что все указанные проблемы общества свойственные только Украине. Во многих странах современного мира люди озабо­чены состоянием воспитания молодого поколения. И каждый раз

приходят к выводу: только общими усилиями семьи, школы и Церкви возможно по­ложительно повлиять на состояние современного общества. Следует отметить, и это дает надежду, что в украинском обществе, в частности, у руководства государства,

работников образования, есть понимание важности духовных ценностей. Так, в преамбуле Конституции Украины указано об ответственности граждан перед Богом. В государственной национальной программе „Образование" отмечено, что заданием го­сударства является „воссоздание и  трансляция культуры и духовности". Приоритетным направлением воспитания признано „обеспечение духовного единства поколений, воспитание уважения к родителям, женщине - матери, культуре и истории родного края". Для выполнения поставленных задач, на наш взгляд, обязательным является наличие двух факторов:

1. Осознание того, что именно православные христианские ценности и христианские традиции являются основой нашей культуры и нравственности, источником всех достижений украинского народа на протяжении его тысячелетней истории.

 

2. Понимание того, что разрешение поставленных задач в области образования, культуры и воспитания невозможны без объединения усилий общества, государства и Право­славной Церкви.

Православная Церковь на протяжении тысячелетней  истории Украины, невзирая на неблагоприятные обстоятельства, плодотворно действовала с целью просвети­тельства народа, создавала шедевры высокой духовной культуры, закладывала систему эффективного в своё время народного образования. Результаты этой деятельности и в наше время поражают своим величием и совершенством: храмы и иконопись Киевской Руси, летописи и вдохновенная духовная литература, Острожская Библия (печатная книга XVI - XVII века), Киево-Могилянская академия и высокая грамотность ук­раинского народа, жемчужины духовной поэзии и народный эпос, который  укоренился в христианской добропорядочности, монастырские госпитали и  дома для сирот, наконец, высокая христианская нравственность народа -вот далеко не полный перечень тех явлений в истории Украины, которые являются результатом деятельности Православной Церкви и образцом для нас.

Поэтому мы считаем, что у нас и сейчас есть шанс для духовного возрождения Ук­раины. И Украинская Православная Церковь готова реализовать его в сотрудничестве с образовательными учреждениями и общественностью, содействовать улучшению образования на основах христианских ценностей.

На наш взгляд основными принципами реформы образования на основании христианских ценностей являются:

1)    постепенность и добровольность;

2)     обстоятельность;

3)    нераздельность образования и воспитания.

Для того, чтобы система образования базировалась на основании христианских ценно­стей, нужен беспристрастный и заинтересованный диалог между учеными, педагогами, представителями государственных органов управления образованием и Православной Церкви, который был бы плодотворным и конструктивным. К тому же стоит помнить, что присутствие Церкви в системе государственного образования не нарушает ее свет­ского характера, поскольку не устанавливает обязательное вероисповедание и  совер­шение  религиозного культа. Цель изучения религии в светской школе - обратить учеников к духовным и культурным ценностям, к определенной духовной традиции. При этом, в первую очередь, следует учесть волеизъявление учеников и родителей. Механизмы реализа­ции права последователей различных религий и убеждений на такое образование можно отработать, ведь подобные механизмы эффективно действуют в различных стра­нах.

Создание всей системы образования на основании христианских ценностей не исклю­чает и необходимости создания отдельного предмета „Основы христианской куль­туры", который можно внедрить уже в ближайшее время. Он бы позволил ученикам хотя бы в основном ознакомиться с миром христианской культуры, получить определенный минимум впечатлений, знаний и представлений, чтобы обратиться к богатейшему и неисчерпаемому источнику всех достижений человеческого духа и нашего народа - особенно к христианской культуре.

В условиях гуманизации и гуманитаризации образовательного процесса важно понять, что „общечеловеческие ценности" не могут быть мотивами поведения, что изуче­ние культуры украинского народа никак нельзя свести к изучению народных обычаев или песен, что потомком духовного наследства можно стать только в том случае, если почувствовать себя причастным к религии и культуре своего народа. Отклонение в сторону общечеловеческой универсализации не оправдывает себя, поскольку движение к универсальной монокультуре несет в себе опасность не только вырождения националь­ных культур, но и деградации универсальной общечеловеческой монокультуры.

Учебная дисциплина Основы православной культуры" позволит решить не­сколько важных проблем. Во-первых, этот предмет не является обучением религии. Для изучения основ православного вероучения существуют воскресные парафияльные школы, духовные училища, семинарии и академии. Основы православной культуры - это предмет о религии как важном  культурообразующем факторе.

Во-вторых, изучение этого учебного предмета должно содействовать само иден­тификации личности  (формированию ощущение принадлежности к определенной куль­турной традиции). Ведь  именно маргинальность значительной части нашего общества  не­сет в себе много  социально-культурных  проблем. Сегодня духовный кризис моло­дежи во многих случаях обусловлен именно неопределенностью человека в социуме, отрывом от  национальных основ, которые удерживают человека в пределах традицион­ной морали.

В-третьих, построение этого учебного курса такое, что позволяет решать воспита­тельные задачи: воспитание любви к Родине, патриотизму, формированию системы цен­ностей как мотивов поведения. Причем это не абстрактные призывы морального харак­тера, а возможность прикоснуться к той сокровищнице, которую много веков пополняли наши православные предки.

В-четвертых, программа не будет иметь признаков миссионерства. Это суще­ственный момент, ведь основное задание — не распространение знаний о православной культуре за границы нашей собственной культурно-исторической среды, а попытка „нырнуть" в его глубину, попытка научно осмыслить то, которое является собст­венным достоянием.

Главное принципиальное отличие изучения основ православной культуры как учеб­ной дисциплины от религиозного воспитания заключается в том, что уроки православной культуры предусматривают получение суммы  знаний о православии, в то время как религи­озное православное воспитание предусматривает осуществление обрядовых правил. В этом состоит главное различие между православной культурой и православной религией как сферой самоопределения личности в пределах свободы совести, гарантированной Консти­туцией Украины.

В-пятых, учебный предмет Основы православной культуры" позволит логично оформить изучение цикла гуманитарных дисциплин в учебных заведениях, по­скольку посредством его могут быть созданы причинно-следственные связи, которые позволят решить задания формирования мировоззрения, системы ценностей и убежде­ний.

В отдельных регионах Украины, в частности Львовской, Тернопольской, Ивано-Франковской, Ровенской, Хмельницкой   и   Волынской областях, уже введено изучение основ христианской этики. В основу курса и изданных для его преподавания учебниках (Хри­стианская этика. - Львов, 1998, издано под эгидой управления  образования Львовской обл­госадминистрации и Монастыря монахов Студийского Устава) положена рациональная католическая этика, хотя в предисловии и   указывается,    что   издание согласовано   с   представителями основных    конфессий    западно-украинского    региона.    Однако свидетельство     вековых     традиций  православной   культуры   в   этих учебниках в общем отсутствует. Постоянно муссируется предложение внедрить преподавание „Христианской этики" в масштабах всей Украины,  при  этом в основу предмета предлагается положить содержание аналогичного курса, которое уже преподается в западных областях по инициативе   УГКЦ.

Но этика - это только часть культуры, хотя и достаточно важная. Культурная традиция не может ограничиваться только моральными принципами организации жизни. Кроме того, если надеяться, что христианские ценности должны стать мотивами пове­дения, то важно было бы исследовать культурные достояния украинского народа в течение его христианского прошлого и попробовать проанализировать  факторы, которые сделали возможным именно такой культурно-исторический выбор.

Таким образом для внедрения в образование основ христианской культуры важно уже сейчас, без задержки, налаживать сотрудничество научных, педагогических институтов, университетов и церковных учреждений с целью реформирования системы образования и создания программ отдельных предметов на основании христианских цен­ностей.

 

Профессор прот. Георгий Собят, доктор богословья, ректор ЧПБИ

 

 

 

 

 

 




Свои пожелания и замечания прошу направлять по  E-mail: bucov@narod.ru





Хостинг от uCoz