Приглашает
Православная Буковина
Сегодня: | |||||||||||||
|
ВВЕДЕНИЕ
ПРАВОСЛАВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В СТРУКТУРУ
ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ Духовное развитие личности в большей степени определяется ее воспитанием и образованием. В своей воспитательной деятельности школа объективно имеет только двух союзников - Церковь и семью. Только Церковь, семья и школа реально осознают глубину проблемы и свою ответственность за состояние духовности украинского общества. Другие современные социальные факторы, к сожалению, активно противодействуют моральным нормам. Любая система образования опирается на определенное мировоззрение, которое или требует примат духовного начала, или отрицает его. В современных учебных заведениях, к сожалению, еще часто осуществляется ориентация учеников на общество массового потребления американизированной стандартной продукции как материальной, так и культурной При этом фактически выполняется заказ тех влиятельных транснациональных структур, которым удобно видеть наш народ в качестве потребителя второсортных товаров для слаборазвитых стран и как работников экологически вредных производств. Естественно, что с этой позиции духовные ценности общества являются лишними. Поэтому необходимо, чтобы система образования опиралась на мировоззрение, в основе которого были бы духовные ценности, духовные и моральные ориентиры. Мы пока что не можем сделать материально обеспеченными граждан нашего общества, но мы можем сделать все, чтобы были более богатыми духовно наши дети. И именно от того, какое. значение уделяется образованию и воспитанию в государственных структурах и в обществе, зависит наше будущее. Что предлагает обществу Православная Церковь сегодня для преодоления проблем воспитания? Сегодня необходимо понять, что система воспитания должна обратиться к своим историко-культурным и духовно-моральным первоосновам. Государственная школа должна обеспечить конституционное право граждан получить начальное представление о религии в соответствии с вероучениями и убеждениями, которые приняты в семье. Было бы ошибкой считать, что все указанные проблемы общества свойственные только Украине. Во многих странах современного мира люди озабочены состоянием воспитания молодого поколения. И каждый раз приходят
к выводу: только общими
усилиями семьи, школы и Церкви
возможно положительно повлиять на
состояние современного общества.
Следует отметить,
и это дает надежду,
что в украинском обществе,
в частности, у руководства государства,
работников
образования, есть понимание
важности духовных ценностей. Так,
в преамбуле Конституции
Украины указано об ответственности
граждан перед Богом.
В государственной национальной программе
„Образование" отмечено, что заданием
государства
является „воссоздание и
трансляция
культуры и духовности". Приоритетным
направлением воспитания
признано „обеспечение духовного
единства поколений, воспитание уважения
к родителям, женщине - матери,
культуре и истории родного края".
Для выполнения
поставленных задач,
на наш взгляд, обязательным является
наличие двух факторов: 1. Осознание того, что именно православные христианские ценности и христианские традиции являются основой нашей культуры и нравственности, источником всех достижений украинского народа на протяжении его тысячелетней истории. 2.
Понимание того, что
разрешение поставленных задач в
области образования, культуры и
воспитания
невозможны без объединения усилий
общества, государства
и Православной
Церкви. Православная Церковь на протяжении тысячелетней истории Украины, невзирая на неблагоприятные обстоятельства, плодотворно действовала с целью просветительства народа, создавала шедевры высокой духовной культуры, закладывала систему эффективного в своё время народного образования. Результаты этой деятельности и в наше время поражают своим величием и совершенством: храмы и иконопись Киевской Руси, летописи и вдохновенная духовная литература, Острожская Библия (печатная книга XVI - XVII века), Киево-Могилянская академия и высокая грамотность украинского народа, жемчужины духовной поэзии и народный эпос, который укоренился в христианской добропорядочности, монастырские госпитали и дома для сирот, наконец, высокая христианская нравственность народа -вот далеко не полный перечень тех явлений в истории Украины, которые являются результатом деятельности Православной Церкви и образцом для нас. Поэтому мы считаем, что у нас и сейчас есть шанс для духовного возрождения Украины. И Украинская Православная Церковь готова реализовать его в сотрудничестве с образовательными учреждениями и общественностью, содействовать улучшению образования на основах христианских ценностей. На наш взгляд основными принципами реформы образования на основании христианских ценностей являются: 1) постепенность и добровольность; 2) обстоятельность; 3) нераздельность образования и воспитания. Для того, чтобы система образования базировалась на основании христианских ценностей, нужен беспристрастный и заинтересованный диалог между учеными, педагогами, представителями государственных органов управления образованием и Православной Церкви, который был бы плодотворным и конструктивным. К тому же стоит помнить, что присутствие Церкви в системе государственного образования не нарушает ее светского характера, поскольку не устанавливает обязательное вероисповедание и совершение религиозного культа. Цель изучения религии в светской школе - обратить учеников к духовным и культурным ценностям, к определенной духовной традиции. При этом, в первую очередь, следует учесть волеизъявление учеников и родителей. Механизмы реализации права последователей различных религий и убеждений на такое образование можно отработать, ведь подобные механизмы эффективно действуют в различных странах. Создание всей системы образования на основании христианских ценностей не исключает и необходимости создания отдельного предмета „Основы христианской культуры", который можно внедрить уже в ближайшее время. Он бы позволил ученикам хотя бы в основном ознакомиться с миром христианской культуры, получить определенный минимум впечатлений, знаний и представлений, чтобы обратиться к богатейшему и неисчерпаемому источнику всех достижений человеческого духа и нашего народа - особенно к христианской культуре. В условиях гуманизации и гуманитаризации образовательного процесса важно понять, что „общечеловеческие ценности" не могут быть мотивами поведения, что изучение культуры украинского народа никак нельзя свести к изучению народных обычаев или песен, что потомком духовного наследства можно стать только в том случае, если почувствовать себя причастным к религии и культуре своего народа. Отклонение в сторону общечеловеческой универсализации не оправдывает себя, поскольку движение к универсальной монокультуре несет в себе опасность не только вырождения национальных культур, но и деградации универсальной общечеловеческой монокультуры. Учебная дисциплина „Основы православной культуры" позволит решить несколько важных проблем. Во-первых, этот предмет не является обучением религии. Для изучения основ православного вероучения существуют воскресные парафияльные школы, духовные училища, семинарии и академии. Основы православной культуры - это предмет о религии как важном культурообразующем факторе. Во-вторых, изучение этого учебного предмета должно содействовать само идентификации личности (формированию ощущение принадлежности к определенной культурной традиции). Ведь именно маргинальность значительной части нашего общества несет в себе много социально-культурных проблем. Сегодня духовный кризис молодежи во многих случаях обусловлен именно неопределенностью человека в социуме, отрывом от национальных основ, которые удерживают человека в пределах традиционной морали. В-третьих, построение этого учебного курса такое, что позволяет решать воспитательные задачи: воспитание любви к Родине, патриотизму, формированию системы ценностей как мотивов поведения. Причем это не абстрактные призывы морального характера, а возможность прикоснуться к той сокровищнице, которую много веков пополняли наши православные предки. В-четвертых, программа не будет иметь признаков миссионерства. Это существенный момент, ведь основное задание — не распространение знаний о православной культуре за границы нашей собственной культурно-исторической среды, а попытка „нырнуть" в его глубину, попытка научно осмыслить то, которое является собственным достоянием. Главное
принципиальное отличие
изучения основ
православной культуры
как учебной дисциплины от религиозного
воспитания заключается в том, что
уроки православной культуры
предусматривают получение суммы
знаний
о православии, в то время как
религиозное православное воспитание
предусматривает
осуществление обрядовых правил.
В этом состоит главное
различие
между православной культурой
и православной религией как сферой самоопределения
личности в пределах
свободы совести, гарантированной
Конституцией Украины. В-пятых,
учебный предмет „Основы
православной культуры" позволит
логично
оформить изучение цикла
гуманитарных дисциплин в
учебных
заведениях, поскольку
посредством его могут быть
созданы причинно-следственные
связи, которые
позволят решить задания
формирования мировоззрения, системы
ценностей и убеждений. В отдельных регионах Украины, в частности Львовской, Тернопольской, Ивано-Франковской, Ровенской, Хмельницкой и Волынской областях, уже введено изучение основ христианской этики. В основу курса и изданных для его преподавания учебниках (Христианская этика. - Львов, 1998, издано под эгидой управления образования Львовской облгосадминистрации и Монастыря монахов Студийского Устава) положена рациональная католическая этика, хотя в предисловии и указывается, что издание согласовано с представителями основных конфессий западно-украинского региона. Однако свидетельство вековых традиций православной культуры в этих учебниках в общем отсутствует. Постоянно муссируется предложение внедрить преподавание „Христианской этики" в масштабах всей Украины, при этом в основу предмета предлагается положить содержание аналогичного курса, которое уже преподается в западных областях по инициативе УГКЦ. Но этика - это только часть культуры, хотя и достаточно важная. Культурная традиция не может ограничиваться только моральными принципами организации жизни. Кроме того, если надеяться, что христианские ценности должны стать мотивами поведения, то важно было бы исследовать культурные достояния украинского народа в течение его христианского прошлого и попробовать проанализировать факторы, которые сделали возможным именно такой культурно-исторический выбор. Таким образом для внедрения в образование основ христианской культуры важно уже сейчас, без задержки, налаживать сотрудничество научных, педагогических институтов, университетов и церковных учреждений с целью реформирования системы образования и создания программ отдельных предметов на основании христианских ценностей. Профессор прот. Георгий Собят, доктор богословья, ректор ЧПБИ
| ||||||||||||
|