Церковное предание и праздники Православной  Церкви

СРЄТЄНИЄ  ГОСПОДНЄ

Церковное предание основывается на живой устной традиции, когда истинно верующие и чтущие Бога словом и примером из поколения в поколение передают один другому, от предков к потомкам, учение веры, закон Божий, таинства и священные обряды. Предание дополнительно освещает и события двунадесятого праздника  СРЕТЕНИЕ

 

 

Матерь Божия знала, что рожденный Ею Младенец есть Сын Божий. Но вместе с Иосифом, послушные Закону, они, "когда исполнились дни очищения их..., принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа, как предписано в Законе Господнем" (Лк. 2, 23, Исх. 13, 2).

 Первый сын в израильских семьях "был посвящен Господу" по Закону Моисееву, в воспоминание об исходе еврейского народа из Египта и об избавлении от рабства Промыслом  Божиим (Лк. 2, 23). Каждая еврейская мать на сороковой день должна была принести сына в храм, где родители в благодарность Богу приносили очистительную жертву- "две горлицы или двух птенцов голубиных" (Лк. 2, 24).

В храме Богородицу с Иосифом и Богомладенцем встретил старец СИМЕОН, проживавший в Иерусалиме. По свидетельству евангелиста Луки, это "был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня" (Лк. 2, 25-26).

 

Но из-за чего, по какой причине ему было дано такое предсказание?

Существует благочестивое предание о том, что царствовавший с 285 по 247 год до Рождества Христова египетский царь Птолемей II Филадельф (из эллинистической династии Латидов, происходивших от одного из полководцев Александра Македонского) пожелал однажды пополнить Александрийскую библиотеку переводом Священного Писания с древнееврейского языка на греческий. Для этого он призвал из Иерусалима ученых мужей, знающих оба языка. И среди этих 72 переводчиков (толковников) был, по преданию, и праведный Симеон, на котором почивал Дух Святый. Делая перевод с еврейского подлинника, где были слова пророка Исайи "Се, Дева во чреве приимет и родит Сына" (Ис. 7, 14), праведный Симеон решил, что слово "Дева" установлено ошибочно вместо слова "жена", и уже хотел было внести поправку в текст Священного Писания, но был остановлен Ангелом. Посланник Божий сказал ему: "Имей веру написанным словам; ты сам убедишься, что они исполнятся, ибо не умрешь, доколе не увидишь Христа Господа, Который родится от Чистой и Пренепорочной Девы".

 С этого времени праведный Симеон ожидал обещанного Богом Мессию.

 Водимый Духом Божиим, благочестивый и древний старец пришел в Иерусалимский храм, когда туда принесли Богомладенца Дева Мария и Ее Обручник Иосиф (Лк. 2, 28). Он увидел Младенца и, по внушению Святого Духа, уразумел, что видит Мессию, Спасителя мира. Подойдя к Богомладенцу, он взял Его на руки - почему и называют еще Симеона Богоприимцем.

Благодаря Бога, Богоприимец произнес: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по Слову Твоему, с миром, Ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля (другими словами: "Как Ты сказал, Господи, я могу теперь умереть с миром, поскольку увидел Спасителя") (Лк. 2, 29-32).

С праведным Симеоном в храме находилась и пророчица АННА, престарелая вдова 84-х лет, служившая здесь ежедневно, спасаясь постом и молитвой. Она славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим спасения.

 Симеон же Богоприимец, обращаясь к Божией Матери, сказал также: "Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, - и Тебе Самой оружие пройдет душу..." (Лк. 2,34-38). Этими словами он предсказывал будущее Иисуса и страдания Богоматери у Его Креста.

 Чем еще славен этот день? В Иерусалимском храме в сороковой день по рождении Мессии Христа, произошла встреча лучших представителей Ветхого Завета (праведного Симеона и пророчицы Анны) с только что пришедшим в мир Начальником Нового Завета (Христом) и Его Матерью. Поэтому праздник называется "Сретением", что означает в переводе с церковно-славянского языка "Встреча". Событие это явилось центром, соединившим приходивший к своему концу Ветхий (Старый) Завет и долженствующий начаться Новый. И церковная молитва на Сретение говорит от лица Богомладенца Христа: "Не старец Меня держит, но Аз (Я) его держу, ибо он от Мене Отпущение просит".

 Молитва праведного Симеона: "Ныне отпущаеши..." всегда восполняет церковную службу, и мы слышим эту песнь за каждым вечерним богослужением.

Прот. Димитрий Латковский

 

Тропарь празднику

Радуйся, Благодатная Богородице Дево, из Тебе бо возсия Солнце правды,

Христос Бог наш, просвещаяй сущия во тьме. Веселися и ты, старче праведный,

приемый во объятия Свободителя душ наших, дарующаго нам воскресение.

 

ЖУРНАЛ "СВЕТ РОЖДЕСТВА" №2

Хостинг от uCoz