Приглашает
Православная Буковина
Сегодня: | |||||||
|
Согласно
учения Святых Отцов целью Боговоплощения является
наше спасение и обожение
по благодати. Поэтому
любая ересь, любая догматическая
ошибка ужасна именно потому,
что в тот или иной способ препятствует
освоению нами открытого
Спасителем через Боговоплощение, Распятие,
Воскресение и Пятидесятницу
спасения в Царстве
Благодати. Именно поэтому мы не
можем считать отклонения от чистоты
Православного учения невинными
ошибками. Святые
Отцы Православия четко увидели все пагубные последствия
самовольного введения
филиоквэ
(учения о
Сошествии Святого Духа от Отца и Сына) в Символ Веры
Западной
Церковью. Все дальнейшие разногласия между Православной
и Католической
Церковью, в большей или меньшей степени
непосредственно связаны
с этим учением. Католическое учение о филиоквэ было искажением
в исповедании Святого Духа и приводило к неминуемым последствиям,
дальнейшим
нарушениям единства жизни и веры. Какие бы стороны учения, которое отличает
Католичество от
Православия мы не взяли, везде обнаружим
факт унижения значения
и действий Святого Духа. „(Филиоквэ)
Только успев
появиться в западных Церквях,
или само
породило мерзких выродков,
или ввело другие нововведения - по большей части
такие, которые противоречат ясно
отображенным в
Евангелии заповедям Спасителя
нашего: обрызгивание вместо погружения,
отбирание у мирян Божественной
Чаши и причастия только под одним видом
хлеба, использование опресноков
вместо хлеба квасного, исключение
из Литургии благословения т.е. призвание
Святого Духа, устранение
детей от Миропомазания и Причастия,
устранение женатых от
священства
и признания папы за непогрешимую
особу и др." (Окружное
послание Единой,
Святой, Соборной и Апостольской Церкви к всем
Православным христианам
1848 г.,
12. ) Кратко рассмотрим
отдельные отклонения от
Православной доктрины, которые
произошли после изменения
догматического
учения в Католической Церкви: 1)
в сфере богопознания. Католическое богословье
в познании
Святой
Троицы
исходит не из духовного
опыта, а с понятия Божественной
природы, поэтому восприятие догмата о
тройственности
Бога происходит исключительно при помощи
рационального
мышления. Поэтому Бог осмысливается по аналогии с естественным
миром, с созданными вещами; 2) в сфере сотериологии
(учение о
спасении человека). Поскольку в
католическом учении Святой
Дух мыслится Лицом,
которое
зависит по ипостаси от Сына, то и в личном Своем воздействии
на людей
Святой Дух мыслится только как связь
между людьми и Христом.
Отсюда появляется
ошибочная направленность
католического личного
подвижничества. Вместо
жизни во Христе и в Святой Троице в
православном понимании, католическое
„наследование Христу", в котором за действие Благодати Святого
Духа, принимается результат только
личных, человеческих усилий; 3)
в
учении о Церкви. Из-за
изменений
христианского учения
в Католической Церкви
Святого Духа отражается также
в том, что основные свойства
Церкви, которые осуществляются Святым
Духом - единство, святость, соборность, переносятся на Папу,
который считается в католичестве
совершителем этих свойств. Таким
образом вопросы веры и жизни
в Церкви сосредоточены в руках одного
безошибочного человека; 4) в учении о таинствах. Католическое учение
относит ко времени
провозглашение на Литургии
слов Господних
"приимите ядите.
.." и "пейте
от нея вси.
.." выявление
священником
намерения осуществить таинство Евхаристия, являющееся одним
из главных
условий его осуществления. Согласно этому учению сила,
которая освящает в таинстве Евхаристия, принадлежит
только вышеприведенным словам, а
следующее призвание Святого Духа в православной литургии "ниспосли
Духа Твоего Святаго
на ны и
на предлежащие
Дары сия" объявляются лишними. В этом
учении ясно прослеживается
воздействие
доктрины о
филиоквэ,
которая сделала католическое мнение
невосприимчивой
к действию Третьего
Лица
Святой Троицы; 5) в сфере социальных отношений. Понижение
роли Святого Духа в католическом учении оговорило
подчиненность
мира чувств человека. Вместо рассудительной
православной молитвы,
в которой происходит равноправие чувств, воли и ума,
в католицизме приказывалось воображать
разнообразные образы и даже
общаться с ними. Отсюда шла
чувственность и эмоциональность жизни
и деятельности западных
подвижников. Следствием перенесения
этих принципов в
мирскую жизнь стала
некоторая театральность человеческих
отношений, что и заметил
У. Шекспир в своем
известном изречении:
"Весь мир театр, а люди в нем -
актеры". В христианском богословии
нет
незначительных элементов, а тем паче лишних. Все
части христианского вероучения гармонично сочетаемы между собой и эта гармоничность
имеет не столько логично-эстетический характер, сколько жизненно необходимый. Изменение
одного из элементов приводит к искажению
всего спасительного
учения и путь к
спасению начинает путаться в
тропинках человеческой гордости,
пустословия
и ненужного мудрствования. Александр
Мильруд, кандидат философии,
доцент (ЧПБИ)
| ||||||
|