Приглашает Православная Буковина


Сегодня: 
Главная страница
Гостевая книга
Обратная связь

  Последствия изменения Символа веры в католицизме.

Согласно  учения Святых Отцов целью Боговоплощения является наше спасение и обожение по благодати. Поэтому любая ересь, любая догматическая ошибка ужасна именно потому, что в тот или иной способ препятствует освоению нами открытого Спасителем через Боговоплощение, Распятие, Воскресение и Пятидесятницу спасения в Царстве Благодати. Именно поэтому мы не можем считать отклонения от чистоты Православного учения невинными ошибками.

Святые  Отцы Православия четко увидели все пагубные последствия самовольного введения филиоквэ (учения о Сошествии Святого Духа от Отца и Сына) в Символ Веры Западной Церковью. Все дальнейшие разногласия между Православной и Католической Церковью, в большей или меньшей степени непосредственно связаны с этим учением. Католическое учение о филиоквэ было искажением в исповедании Святого Духа и приводило к неминуемым последствиям, дальнейшим нарушениям единства жизни и веры. Какие бы стороны учения, которое отличает Католичество от Православия мы  не взяли, везде обнаружим факт унижения значения и действий Святого Духа. „(Филиоквэ) Только успев появиться в западных Церквях,  или само породило мерзких выродков, или ввело другие нововведения - по большей части такие, которые противоречат ясно отображенным в Евангелии заповедям Спасителя нашего: обрызгивание вместо погружения, отбирание у мирян Божественной Чаши и причастия только под одним видом хлеба, использование опресноков вместо хлеба квасного, исключение из Литургии благословения т.е. призвание Святого Духа, устранение детей от Миропомазания и Причастия, устранение женатых от священства и признания папы за непогрешимую особу и др." (Окружное послание Единой,   Святой, Соборной и Апостольской Церкви к всем Православным христианам 1848 г., 12. )

Кратко рассмотрим отдельные отклонения от Православной доктрины, которые произошли после изменения догматического учения в Католической Церкви:

1) в сфере богопознания.

Католическое богословье в познании Святой Троицы исходит не из духовного опыта, а с понятия Божественной природы, поэтому восприятие догмата о тройственности Бога происходит исключительно при помощи рационального мышления. Поэтому Бог осмысливается по аналогии с естественным миром, с созданными вещами;

2) в сфере сотериологии (учение о спасении человека).

Поскольку в католическом учении Святой Дух мыслится Лицом, которое зависит по ипостаси от Сына, то и в личном Своем воздействии на людей Святой Дух мыслится только как связь между людьми и Христом. Отсюда появляется ошибочная направленность католического личного подвижничества. Вместо жизни во Христе и в Святой Троице в православном понимании, католическоенаследование Христу", в котором за действие Благодати Святого Духа, принимается результат только личных, человеческих усилий;

3) в учении о Церкви.

Из-за изменений христианского учения в Католической Церкви  Святого Духа отражается также в том, что основные свойства Церкви, которые осуществляются Святым Духом - единство, святость, соборность, переносятся на Папу, который считается в католичестве совершителем этих свойств. Таким образом вопросы веры и жизни в Церкви сосредоточены в руках одного безошибочного человека;

4) в учении о таинствах.

Католическое учение относит ко времени провозглашение на Литургии  слов Господних  "приимите ядите. .." и  "пейте от нея вси. .." выявление священником намерения осуществить таинство Евхаристия, являющееся одним из главных условий его осуществления. Согласно этому учению сила, которая освящает в таинстве Евхаристия, принадлежит только вышеприведенным словам, а следующее призвание Святого Духа в православной литургии  "ниспосли Духа Твоего Святаго на ны и на предлежащие Дары сия" объявляются лишними. В этом учении ясно прослеживается воздействие доктрины о филиоквэ, которая сделала католическое мнение невосприимчивой к действию Третьего Лица Святой Троицы;

5) в сфере социальных отношений.

Понижение роли Святого Духа в католическом учении оговорило подчиненность мира чувств человека. Вместо рассудительной православной молитвы, в которой происходит равноправие чувств, воли и ума, в католицизме приказывалось воображать разнообразные образы и даже общаться с ними. Отсюда шла чувственность и эмоциональность жизни и деятельности западных подвижников. Следствием перенесения этих принципов в мирскую жизнь стала некоторая театральность человеческих отношений, что и заметил У. Шекспир в своем известном изречении:  "Весь мир театр, а люди в нем - актеры".

В христианском богословии нет незначительных элементов, а тем паче лишних. Все части христианского вероучения гармонично сочетаемы между собой и эта гармоничность имеет не столько логично-эстетический характер, сколько жизненно необходимый. Изменение одного из элементов приводит к искажению всего спасительного учения и путь к спасению начинает путаться в тропинках человеческой гордости, пустословия и ненужного мудрствования.

Александр Мильруд, кандидат философии, доцент (ЧПБИ)

 

 

 

 

 

 

 




Свои пожелания и замечания прошу направлять по  E-mail: bucov@narod.ru





Хостинг от uCoz