Сегодняшний день – продолжение вчерашнего. Чего-то такого импульсивного, особенного, выдающегося у нас нет. Но главная радость – в том, что многие из нашей паствы, которые вкусили сладость от духовной жизни, стараются работать над собой. Это самый необходимый труд, когда человек работает над своей собственной душой и очищает себя, вникает в свою душу. Мы привыкли вниманием своим бродить везде, кроме собственной души. Мы и Америке, и в Афганистане… Все исследуем разворачивающуюся трагедию. А самих себя исследовать не хотим. Но ведь первый этап духовной жизни – это когда человек обращает внимание на свою душу, что там творится. Ведь там тоже – микромир. Это – маленькая вселенная. Там в каком-то отображении есть все то, что есть во всем мире. Вникая в себя, человек обнаруживает пути проникновения в душу зла и тогда лучше понимает причины трагедий, происходящих в мире. Иначе ее не познать. Есть поводы войн, а есть причины – и они намного глубже таятся. Они кроются в душе человеческой. Есть многие верующие, которые стараются заглянуть в свою душу, научить свой ум быть внутри себя и с молитвенным деланием, с памятью о Боге, распознать, что есть доброе и что есть злое в человеческой душе. А потом начинают очищать душу от зла – это следующий этап – через покаяние, молитву, чтение святых книг, через принуждение себя к добру.
Если же говорить о внешней стороне церковной жизни епархии, то на сегодня у нас насчитывается десять монастырей и два скита, из которых один еще только строится. Но хотелось бы, чтобы количество перешло в качество. Потому что не так сложно одеть на себя подрясник и клобук, как сложно себя сделать внутренне монахом. Трудятся все наши монашествующие, насколько у кого хватает сил. Но результаты, которые хотелось бы видеть, думаю, будут позже. В епархии действую также 360 приходов. Когда началась пропаганда раскола, у нас произошел переход 30 священников в так называемый Киевский Патриархат. С тех пор идет вялая война: на некоторых наших приходах образовываются группы, которые создают параллельные общины. Но Бог нас поддерживает. И люди. Они так устали от фальши, окружающей их повсюду, что именно в Церкви видят единственный институт, где блюдется Правда. Хотя и мы хромаем, где-то ошибаемся, падаем, но это естественно. Большинство православных буковинцев – в нашей Церкви. Те, кто ищет Правды Божией, ищет духовной жизни, кто ходил в храм в годы атеистического засилья – все в нашей Церкви. Те же, кто ищет “своей правды”, идут в раскол.
В епархии издается также журнал “Светильник”. Совершается и благотворительная деятельность, но мы ее принципиально не афишируем. Скажу лишь, что стараемся помогать продуктами домам престарелых, больницам, держим в Банченском мужском монастыре приют, где живут и получают образование более 70 сирот.
Когда нашу Церковь ложно обвиняют в том, что она якобы отказывает верующим в праве молиться на национальных языках, вспоминается именно Ваша епархия, где богослужения совершаются и на румынском языке. Расскажите об этом, пожалуйста, подробнее.
В нашей епархии живут украинцы, молдаване, румыны и представители других национальностей. И у нас есть приходы как украинские, так и молдавско-румынские. В украинских богослужение совершается на родном для нас, славян, церковнославянском языке, который принесли нам святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий. Молдавско-румынские приходы совершают службу на румынском, но не на том, на котором румыны разговаривают, а на богослужебном румынском языке. Проповедь же совершается на тех языках, на которых люди разговаривают.
Слово пастыря обращено не только ко всем верным чадам нашей Церкви, но и к политикам. Что Вы пожелали бы им накануне предвыборных баталий?
Недостаток украинца в том, что он хочет все охватить и всем властвовать. И политики, как люди внешние, не знают правил духовной борьбы, совершающейся внутри человека. Они не понимают, что такое зло в утонченном виде. Есть зло открытое, о котором каждый может, взглянув, сказать, что это зло. Но есть прикрытое, которое чтобы распознать, надо иметь добрый духовный разум. Некоторые политики, увлекаемые этим недостатком, хотят всех учить. Они думают, что уже понимают природу Церкви, а в духовной жизни еще не умеют правой руки отличить от левой. Иной политик уже готов строить Церковь и уверен, что его ложные понятия о Церкви могут быть образцом для действия. И в этом – трагедия Украины. Пока мы не научимся каждый заниматься своим делом: политик – своим, а Церковь – своим, до тех пор не будет той Украины, о которой мы мечтаем.
Интервью вел Владислав Дятлов
ВНИМАНИЕ! При использовании материалов просьба давать ссылку:
"Пресс-служба Украинской Православной Церкви",
а при размещении в сети Интернет - гиперссылку на официальный сайт Украинской Православной Церкви:
http://www.orthodox.org.ua