Жизнеописание афонского
старца
Ефрема Катунакиотиса
От
редактора Христианские добродетели многообразны. Они ,
как солнечные лучи: сколько исходит лучей от ярко светящего и согревающего
нас солнца, столько и различных путей, ведущих к Богу. Целомудрие, нестяжание, послушание, молитва, покаяние. Книга Бытия повествует о райской блаженной жизни наших
прародителей, об их постоянной близости к Богу. "И насадил Господь Бог
рай в Едеме на востоке, и поместил там человека,
которого создал" (Быт. 2,8),"поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его. И
заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь
есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который
ты вкусишь от него смертью умрешь"
(Быт.2,15-17). Вот воля Божия, выраженная в законе,
охватывающем весь круг наших нравственных обязанностей. Послушание ей - это
благочестие, стоющееся на любви и страхе Божием. Человек, как образ и подобие Божие,
создан для вечной жизни. Быть святым и совершенным, как Отец наш Небесный совершенен есть, исполнять волю Божию,
проявляя послушание - его обязанность и его призвание. "А ты кто,
человек, что споришь с Богом?"- говорит апостол Павел, и продолжает:
"Изделие скажет ли сделавшему его: "зачем
ты меня так сделал?" Не властен ли
горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для
почетного употребления, а другой для низкого?" (Рим.9,20-21). В результате
грехопадения омрачилась не только человеческая природа, но и весь
окружающий мир. В раю мы видим Адама господствующим над всей тварью, тогда
как по грехопадении вся
тварь и все природные стихии восстали против него. Только путем очищения от
греха человек может вновь приблизиться к природе и ее творцу, сообразуя свою
волю с волей Божией. Не только окружающий мир,
видимый и невидимый, но все мироздание находится в строгом
повиновении-послушании у Своего законодателя и
Творца, Который движет и животворит и питает все земное. Человек, венец
творения, уклоняясь от Бога, идет в
погибель. Послушанием человек приближается к своему Творцу. Наше своеволие - это зло в мире. Воля человеческая под
влиянием греха становится испорченной, изменчивой, она заставляет человека
гоняться за призрачным благом,
суетиться о многом. Человек, не подчиняющийся воле Божией,
становитсяпленником собственных страстей и
неизбежно погибает в их бурных и необузданных порывах, неудержимо влекущих
его на дно адово. Избежать этого поможет только послушание слову Божию, призывающему нас изменить греховный образ жизни, свои желания, привычки,тодаляющие нас от Бога, и всецело предать себя Его
благой воле. Послушание есть путь возвращения человека в Едем,
к своему Творцу. Какое бы место мы не занимали в жизни
и в каком бы возрасте не были, от нас требуется
послушание. Дети проявляют свое послушание родителям,
духовникам, учителям. Родители проявляют свое послушание духовникам и
начальствующим над ними. Монашествующие несут послушание духовному
руководству, священнослужители - своему епископу и духовнику. В послушании,
которое выше поста и молитвы, происходит отсечение своей воли, а победа над
своеволием пагубна для демонических сил. В послушании Богу рождается молитва.
Стяжавшему молитву подается благодать Святого Духа.
Этому великому, спасительному послушанию, а также другим христианским
добродетелям и учит нас афонскиц старец Ефрем (Катунакиотис)(1912-1998). Благодаря иеромонаху Кириону,
насельнику Свято-Пантелеймонова монастыря, мы
печатаем в журнале для всеобщего назидания его перевод с греческого языка
книг "Старец Ефрем Катунакиотис" (Святая
Гора Афон, 2000г.) и "Благодатный послушник старец Ефрем Катунакиотис" (Издание Ватопедского
монастыря, 2001 г.) протоиерей Димитрий Латковский |
|