Жизнеописание афонского старца

Ефрема Катунакиотиса

 

 

От  редактора

Христианские добродетели многообразны. Они , как солнечные лучи: сколько исходит лучей от ярко светящего и согревающего нас солнца, столько и различных путей, ведущих к Богу. Целомудрие, нестяжание, послушание, молитва, покаяние.

Книга Бытия повествует о райской блаженной жизни наших прародителей, об их постоянной близости к Богу. "И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал" (Быт. 2,8),"поселил его в саду Едемском,  чтобы возделывать его и хранить его. И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него смертью умрешь" (Быт.2,15-17).

Вот воля Божия, выраженная в законе, охватывающем весь круг наших нравственных обязанностей. Послушание ей - это благочестие, стоющееся на любви и страхе Божием. Человек, как образ и подобие Божие, создан для вечной жизни. Быть святым и совершенным, как Отец наш Небесный совершенен есть, исполнять волю Божию, проявляя послушание - его обязанность и его призвание. "А ты кто, человек, что споришь с Богом?"- говорит апостол Павел, и продолжает: "Изделие скажет ли сделавшему его: "зачем ты меня так сделал?" Не властен ли  горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого?" (Рим.9,20-21).

В результате  грехопадения омрачилась не только человеческая природа, но и весь окружающий мир. В раю мы видим Адама господствующим над всей тварью, тогда как по грехопадении вся тварь и все природные стихии восстали против него. Только путем очищения от греха человек может вновь приблизиться к природе и ее творцу, сообразуя свою волю с волей Божией. Не только окружающий мир, видимый и невидимый, но все мироздание находится в строгом повиновении-послушании у Своего законодателя и Творца, Который движет и животворит и питает все земное. Человек, венец творения, уклоняясь от Бога, идет  в погибель. Послушанием человек приближается к своему Творцу.

Наше своеволие - это зло в мире. Воля человеческая под влиянием греха становится испорченной, изменчивой, она заставляет человека гоняться за  призрачным благом, суетиться о многом. Человек, не подчиняющийся воле Божией, становитсяпленником собственных страстей и неизбежно погибает в их бурных и необузданных порывах, неудержимо влекущих его на дно адово. Избежать этого поможет только послушание слову Божию, призывающему нас изменить греховный образ  жизни, свои желания, привычкиодаляющие нас от Бога, и всецело предать себя Его благой воле. Послушание есть путь возвращения человека в Едем, к своему Творцу.

Какое бы место мы не занимали в жизни и в каком бы возрасте не были, от нас требуется послушание.  Дети  проявляют свое послушание родителям, духовникам, учителям. Родители проявляют свое послушание духовникам и начальствующим над ними. Монашествующие несут послушание духовному руководству, священнослужители - своему епископу и духовнику. В послушании, которое выше поста и молитвы, происходит отсечение своей воли, а победа над своеволием пагубна для демонических сил. В послушании Богу рождается молитва. Стяжавшему молитву подается благодать Святого Духа. Этому великому, спасительному послушанию, а также другим христианским добродетелям и учит нас афонскиц старец Ефрем (Катунакиотис)(1912-1998).

Благодаря иеромонаху Кириону, насельнику Свято-Пантелеймонова монастыря, мы печатаем в журнале для всеобщего назидания его перевод с греческого языка книг "Старец Ефрем Катунакиотис" (Святая Гора Афон, 2000г.) и "Благодатный послушник старец Ефрем Катунакиотис" (Издание Ватопедского монастыря, 2001 г.)

 

протоиерей  Димитрий  Латковский

 

 



Хостинг от uCoz