Приглашает Православная Буковина

 

 

 

 

 

 

Григорий Сковорода: значение его творчества

 

Недавно исполнилось 280 лет со дня рождения Сковороды. Кем был этот мыслитель: богословом, еретиком или свободным философом?

Григорий Саввич Сковорода родился 3 декабря 1722 года на Полтавщине в семье малоземельного козака. Закончил (хотя и с перерывами) Киево-Могилянскую Академию. Пел в придворной капелле в Петербурге. В составе посольской миссии был несколько лет в Венгрии, посещал и другие европейские страны. После возврата пытался работать преподавателем начала в Переяславской семинарии (преподавал поэтику), а позже в Харьковском колегиуме (читал курс лекций по этике). Однако, эти попытки оказались неудачными и Григорий выбирает для себя другой путь, путь путешествующего философа.

Время в котором он жил было черезвычайно сложным и важным в истории религиозного мнения Украины. XVIII век начался западными реформами Петра I. Предшефствовавшее Московское царство которое осознавало себя Святой Русью, Третьим Римом (последним пристанищем и оплотом православной веры), преобразовалось в наднациональную Российскую империю, государство прагматического типа, которое существовало для „общего (земного) блага” подданных. Если в Московской Руси идеалом социального строя считалась "симфония" (сотрудничество) церкви и государства, то Петр I ликвидировал патриаршество и подчинил церковный аппарат государству, пытаясь абсолютизировать последнюю и освободить ее от любых религиозно-моральных норм. В XVIII веке происходят процессы секуляризации культуры: новое мировоззрение принесло новые ценности и другое отношение к Церкви, особенно в высших слоях общества. Церковь, церковное богослужение стали восприниматься не как мистический факт сакральное действие, а как театр. В таком контексте даже православное богословье, православная культура и шире - вся “официальная” церковная жизнь теряет мистическую полноту православной традиции. Богословское образование Києво-Могилянской Академии и Академии Московской была построена по латинским схоластическим образцам, в ее основе лежало учение Фоми Аквинского. Этого католического богослова меньше всего тревожили проблемы спасения человека, его жизни с Богом и в Боге, свою деятельность он посвятил согласованию христианского мнения с античным философско-научным приобретением и попыткам рационально объяснить природу Бога и мира. Именно такая богословская система была призвана формировать мировоззрение украинского народа, в первую очередь интеллигенции, в начале XVIII века.

Только на этом фоне можно по настоящему оценить жизнь и творчество Григория Сковороды. Выпускник Киево-Могилянской Академии, который длительное время жил в Европе и имел возможность познакомиться с западной философией, в своих произведениях представляет живой дух восточного православия. Центральной темой для Сковороды является реальная жизнь с Богом, жизнь здесь и теперь, ведь Бог пребывает в сердце каждого человека. Поэтому путь опознания своего сердца - это путь к постижению Бога — "один труд в обоих сих - познать себя и уразуметь Бога, назнать и уразуметь точного человека", ведь настоящий ("точний") человек - тот, кто пребывает в единстве с Богом. Потому так важно иметь "чистое" сердце, потому что оно Божье. "Истинное щастіе внутрі нас єсть. Непрестанно думай, чтоб узнать себя. И сіе-то єсть молитва, то есть-ражженіе мыслей твоих к сему. Сей вопль твой, вопль тайный, сей один входит во уши Господа Саваофа и на подобіе благовоннаго жертвленаго дыма, происходящаго в блаженной Аравии, восходит и услаждает обоняніе Божие". Однако, не каждый может увидеть в себе Бога, считает философ, это возможное только при условии собственной очистки от всего греховного при помощи Церкви: "Здравіе тела не иное что єсть, как мир телесный, а мир сердечный єсть живность и здравіе души..ердце, очищаемое от подлых мирских мнений, беспокоющих душу, начинает прозирать сокровеннеє внутрь себе сокровище щастія своего. Сих-то начинающих себе познавать призывает премудрость Божия в дом свой на угощеніе чрез служителей: „ Пріидите, ядите Мой хлеб и пійте вино...". Четкое осознание болезненности человеческой природы и вследствие этого отказ от собственной воли, Сковорода считает первым шагом на пути к спасению: „Положись на Бога и сделай Его волю святую своей волейю. Если ее принимаешь, то стала уже и твоя. Согласіе волі єсть то едина душа и едино серце; и что ж лучше, как дружба с Высочайшим? Теперь разумеем, в чем состоит наше истинное счастіе. Оно живет во внутреннем сердца нашего мире, а мир в согласіи с Богом. Чем кто согласнее — тем и блаженнее”.

Как и восточные отцы Православной Церкви Сковорода видит назначение человека в его обоженнии, уподоблении Богу. „Что радостнее Святому Духу, как тое, чтоб нам всем стать Богом?”. Преображение человека, достижения им состояния праведности и святости - это главная тема большинства произведений украинского философа.

Известно, что в творчестве Сковороды есть немало спорных мыслей. Его чрезвычайный восторг символическим толкованием Святого Письма, презрение ко всему материальному накладывают определенный отпечаток на него. Но главное значение его творчества этим не омрачается. Во время когда украинское православное мнение начало захлебываться латинской схоластической философией (вспомнить только творчество святителя Петра Могилы), когда на территории Российской империи чувствовалась острая нехватка произведений восточных православных отцов (св. Симеона Нового Богослова, св. Григория Палами и других), чего не скажешь о произведениях католических богословов, Григорий Саввич Сковорода предоставил удивительный пример настоящего украинского православного мыслителя. В его творчестве чувствуется дыхание живой украинско-византийской традиции восприятия Божественной Истины, и именно благодаря Сковороде эта традиция получила свое дальнейшее развитие в творчестве таких выдающихся мыслителей как Хомяков, Юркевич, В.С. Соловьёв и другие. В связи с этим мы имеем полное право сказать словами В.Ф. Ерна, что „Сковорода стоит у самого порога русского мнения. Он первый творчески начинает то, что потом гениально растет и умножается и цветёт...".

Игорь Тарнавский, доцент

 

Свои пожелания и замечания прошу направлять по  E-mail: bucov@narod.ru

 



Хостинг от uCoz