Путь к искусству  начинается  с  детства

«Рисование - такая же суровая и точная наука, как математика. В ней есть свои нерушимые законы, изящные и прекрасные, которые надо изучать».

 П. П. Чистяков.

Вот и подросли наши дети, мальчики и девочки. Внимательные родители, любящие своих детей, начинают задумываться, чем бы занять их, в каком направлении развивать. Малыши любят рисовать, карандаш или ручку они заметят всегда. И детские каракули могут быть вступлением на путь творчества, который со временем будет искусством. Первые детские рисунки - это настоящее чудо. В них весь мир - целые города и материки, люди и звери, дома и деревья. Красота этих рисунков в их непосредственности.

Но любая непосредственность требует обучения. Как правило, одаренных детей приводят в студии изобразительного искусства или в художественные школы. На первой беседе с преподавателями волнуются и родители, и дети: что скажет учитель? Но и тот, может быть, волнуется не меньше. Ведь  каждый пришедший сюда маленький художник - это личность! Как она себя проявит? Не побоится ли первых трудностей? К чему обнаружит склонность - к рисунку, живописи, композиции
или скульптуре?

 

 

 

А родителей, как правило, волнует один вопрос - получится ли из него, талантливого чада, художник? Но на этот вопрос ответит только время...

И вот мы приняты. Только сейчас начинают серьезно осмысляться вопросы: зачем искусство человеку и что это такое? В этом слове есть два смысла: искусный - умелый и искус -испытание. Умение и опыт к юному художнику придут во время обучения ремеслу. Но он должен быть готов к тому, что испытания будут у него на каждом шагу и до конца жизни. Искушение же для художника заключается в том, чему он собирается научиться - добру или злу. В первом случае, самых счастливых, Божья воля может привести к иконописи. В другом поставит на службу греху. И тогда художник вместе с его зрителями становится жертвой массмедиа, рекламных роликов, глупых игрушек, бездуховных мультиков и тому подобного.

 Постоянные поиски, самозабвенный труд, любовь ко всему прекрасному, служение людям могут обернуться для художника и добром и злом. Христианское искусство не может существовать там, где нет справедливости, правды, отзывчивости, доброты, человечности.

Каждый художник берет для своего творчества материал из жизни. Тут самым важным является наблюдение и видение. Без этого ничего не нарисуешь. Полет птиц, смена дня и ночи, порыв ветра, движение туч, настроение и характер человека, его движения и многое-многое другое запоминает его пытливый взгляд. Юный художник видит прекрасное там, где многие его не видят. И это замечательное детское свойство у настоящих художников остается навсегда, так же, как умение воображать и фантазировать.

Профессиональное воспитание художника требует множества усилий, терпения и усидчивости (не меньше, чем занятия музыкой). А когда вообще-то появилось искусство? - начинают задумываться юные студийцы. Первые изображения животных, процарапанные на камне, были сделаны на заре истории. Наскальные росписи сохранили изображения бизона, мамонта, оленя, кабана. Изображать все события своей жизни для
людей стало необходимостью.
 

История свидетельствует о том, что человек всегда был неразлучен с искусством, что он научился рисовать раньше, чем писать. Это    значит,    что изобразительное искусство относится к самым древним видам искусства на земле. Сегодня изобразительное искусство имеет очень разнообразные формы. Это и живопись, и графика, и скульптура, и декоративно-прикладные виды.
 

А в последние десятилетия оно обогатилось и таким новым направлением, как компьютерный дизайн. Все эти разновидности очень отличаются друг от друга. Так, художник-живописец пишет картины.

Для него главным выразительным средством является цвет. Юного художника учат, что живопись бывает станковая и монументальная. Станковыми называют, как правило, картины, созданные на мольберте (он и есть «станок»). А вот монументальная живопись тесно связана с архитектурой. Она включает в себя росписи зданий (как изнутри, так и снаружи), фрески, мозаики, панно, витражи.

Рисунки, гравюры, плакаты, книжная иллюстрация - всем этим заведует область графики.

 

К декоративно-прикладному искусству относятся, пожалуй, наиболее разнообразные виды художественной деятельности: изготовление посуды, тканей, ковров, вышивки, ювелирных изделий, одежды, мебели и многого-многого другого.В художественной школе или изобразительной студии юному художнику обязательно будут обо всем этом рассказывать. Помимо занятий  на уроках, помимо общения с учителями есть еще и другие источники, откуда юный самородок будет черпать необходимый его мастерству опыт. Это и художественные музеи, и выставки, литература об искусстве, которые
откроют ему сокровищницу человеческой культуры.
 

Но самым главным источником и вдохновителем для тех, кто хочет своим искусством служить добру, является Слово Божие, мир Православия, опыт выдающихся иконописцев и церковного искусства в целом. Именно этот путь художественного познания может освятить творческие начинания юных душ. Пожелаем же такого пути нашим творчески одаренным детям.
 

Алла Шевчук, руководитель церковной студии детского рисунка

Журнал "Свет Рождества" №1, 2000г.
 

Хостинг от uCoz

CIROTA.RU