Уроки  Закона  Божьего

ВСЕНОЩНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ

Еще в раю первый человек прославлял Бога, Его мудрость, благость, могущество, что и было первым богослужением. После грехопадения молитва-прославление сменилась молитвой-покаянием и молитвой-прошением. Кроме молитв Господь установил и приношение жертвы. Это соединение молитвы и жертвоприношения знаменовало то, что Бог прощает человека и принимает его молитвы ради той Жертвы, Которую впоследствии принесет на Кресте Его Сын ради спасения всего человечества.
После Своего Вознесения Сын Божий Иисус Христос оставил на земле Церковь Свою, укрепляемую Святым Духом. Церковь есть Тело Христово, а Глава Ее - Сам Иисус Христос. Собрание верующих в дни богослужения в храме и есть реальная Церковь — по словам Господа:
«Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф 18, 20) и «создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф, 16, 18 ). Поэтому будем всегда помнить, что во время богослужения каждый из нас, стоящих сейчас в храме, становится участником священной истории. 

ВЕЧЕРНЯЯ СЛУЖБА напоминает о сотворении Богом мира и человека, о блаженстве Адама и Евы в раю и о последующем их падении. Перед нами проходит длительная история человечества в ожидании Спасителя, мы слышим покаянные молитвы, молимся о прощении грехов...

И вот, во тьме мрачной, воссиял «тихий Свет» святой славы Отца - пришел на землю Искупитель, Сын Его Иисус Христос, чтобы спасти нас от страданий и гибели. Сам пострадав за нас на Кресте (и отменив этим кровавое жертвоприношение), Он оставил нам в воспоминание о Себе Тайную Вечерю. В богослужении ей соответствует Литургия, о которой точнее всех сказал Святой Иоанн Кронштадтский, назвав ее Небом на земле, ибо в это время все небесные силы с нами невидимо служат, Сам Господь Иисус Христос приносит Себя в жертву за наши многочисленные и тяжкие грехи.

НОВЫЙ церковный день начинается вечерней. Почему? Из повествования о сотворении мира известно, что сначала в мире была тьма, а затем, по Слову Божьему, возник свет. «И был вечер, и было утро: день один» (Быт. 1,5), Поэтому с ветхозаветных времен день Церковь начинает с вечера. 

Первые христиане совершали богослужение всю ночь, помня, что и Господь посвящал ночные часы молитве. Особенно во время гонений, когда языческий мир жестоко преследовал христиан.

В последующие времена ночная молитва оставалась, в основном, уделом монахов и отшельников. Особенно соблюдают этот закон на горе Афон. Когда заходит солнце и весь мир погружается в глубокий сон, там пробуждается жизнь и начинается особый подвиг - ночная молитва за весь мир и о всех людях. 

От всенощных бдений первых христиан нам остался Чин всенощного бдения. Он хотя и не продолжается всю ночь, но отчасти передает дух первых христиан, настраивает нас отложить все земные попечения и с чистой совестью и благоговением приступить к Божественной Литургии. Сегодня всенощное бдение объединяет великую вечерню с литией и благословением хлебов (перед Двунадесятыми и великими праздниками), а также включает в себя утреню и первый час.

Всенощную службу предваряет благовест - удар сначала в большой колокол, затем во все колокола, призывая христианина войти в храм и предстать Самому Господу. 

Отзвучал благовест — и началась великая вечерня: открылись Царские врата, как бы врата Небесного Царствия. Сквозь них видно, как священник совершает каждение алтаря. Это древнейший христианский обычай (по подобию Церкви Небесной и по примеру Церкви ветхозаветной) (Исх. 30, 1, 7-9)..В Откровении св. апостола Иоанна Богослова в связи с этим написано, что он сам видел ангела, который стоял перед Небесным Жертвенником, держа золотую кадильницу, и ему было дано множество фимиама (Откр. 8, 3-4).Каждение напоминает нам о Божественной благодати, наполнявшей рай, и о блаженном пребывании там прародителей - Адама и Евы. 

Затем мы слышим возглас священника, стоящего перед престолом в алтаре: Слава Святей, Единосущней, Животворящей и Нераздельней Троице, всегда, ныне и присно и во веки веков.
Хор отвечает:
Аминь (это слово, которое Блаженный Иероним называл «печатью молитв», в переводе с еврейского означает «истинно», «да будет так». Оно служит подтверждением сказанного раньше).

После этого слова служители в алтаре (или хор) словами «Приидите, поклонимся» призывают к поклонению Господу Иисусу Христу как Царю, Создателю и Владыке видимого и невидимого мира.

Вслед за этим моментом богослужения совершается каждение всего храма. Впереди священника идет диакон (или иподиакон) со светильником, напоминая о том, что Сам Христос говорил о Себе: «Я Свет для мира». С кадилом в руках священник идет по всей церкви, чтобы никакая часть храма не была лишена благодати Святого Духа. Каждением воздается честь иконам и всем святыням, а также призывается освящающая благодать Божья на всех людей в храме. Огонь и фимиам в эту торжественную минуту напоминают также Творческий глас: «Да будет свет», и Духа Божьего, носившегося над бездною во время творения мира.

Каждение сопровождается торжественным хоровым пением величественного (предначинательного) 103-го псалма пророка Давида: «Благослови, душе моя, Господа». В нем прославляется Бог Творец: «Благослови, душе моя, Господа. Господи Боже мой, возвеличился еси зело,... вся премудростию сотворил еси». Мы слышим в словах пророка восхищение великолепием творения, небесного и земного, преклонение перед премудростию Творца, простирающего небо, как шатер, ходящего на крыльях ветра, творящего Ангелов Своих пламенем огненным. Всякое творение послушно Творцу, дающему ему жизнь. Но как только Он отнимет Дух Свой, то вся жизнь и красота исчезнут. Дивны дела Твои, Господи!

Прославление Бога - это то, чем должен жить человек, чтобы наследовать вечную жизнь. Афонский старец Иоиль так говорит об этом: «На небе славят Бога ангелы и святые, звезды и птицы. На земле славят Бога мудрецы и неграмотные, монахи и пустынники. Славословие Бога - это нить, связывающая все части мира. Это конечный смысл, высочайшая цель мира, следовательно и человека».

Поэтому и восклицает Псалмопевец:

Буди слава Господня во веки!.. Слава Тебе, Господи, сотворившему вся!

Недолго люди наслаждались райским блаженством. Согрешили они, преступив заповедь Божию, и не могли больше оставаться в раю. Господь изгнал их, затворились двери райские. На страже сада Эдемского отныне поставлен Херувим с огненным мечем, воспрещая Адаму возвращение назад. В ознаменование этого после совершения каждения и окончания пения псалма Царские врата закрываются. 

 До грехопадения человек жил блаженной жизнью. Всего у него было с избытком и ни в чем не испытывал он нужды. Но изгнанные из райского сада, люди стали нуждаться в укрытии, в пище, в одежде, появились многочисленные болезни и страдания. И вот молитва-прославление сменилась молитвой-прошением Господа о помощи во всех житейских нуждах. Поэтому, как некогда Адам, из алтаря выходит священник или диакон, останавливается перед закрытыми Царскими вратами и возглашает великую ектинию (что в переводе с греческого означает прилежное, продолжительное моление). Великая ектиния еще называется мирной, потому что она начинается словами: Миром Господу помолимся, т.е. помолимся Господу примирившись со всеми нашими ближними, не имея ни на кого гнева или вражды по слову Евангельскому: «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим и тогда прийди и принеси дар твой» (Мф. 5,23-24).

На каждое прошение этой молитвы хор отвечает: Господи, помилуй. Только на первый взгляд эта молитва кажется простой. На самом деле слово помилуй имеет много значений (окажи милость, услыши нас, прости, не накажи, спаси). Церковь молится о благах - духовных и телесных, о святом храме сем и о всех, со страхом и в благоговении входящих в него, за пастырей Церкви, о своей стране, о ее руководителях и воинстве, чтобы Господь даровал им мудрость в управлении. Примирившись со всеми, мы просим у Бога «свышнего мира», т.е. благодатного мира с Богом, затем мира всему миру, а затем предаем «сами себя и друг друга» Христу Богу.

После великой ектений поются избранные стихи, взятые из первых трех псалмов Псалтири. Хор (как будто от лица Бога) взывает к людям и напоминает о падении человека и обещании Спасителя мира:

Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых...

Работайте Господеви со страхом и радуйтеся ему с трепетом...

Воскресни, Господи, спаси мя, Боже мой.

Господне есть спасение, и на людех Твоих благословение Твое...

В этих последних словах песнопения мы слышим упование изгнанного из рая человечества на Спасителя, обещанного Богом.

Далее священник (или диакон) возглашает малую ектению, которая является сокращением великой:

Паки и паки миром Господу помолимся...

Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу нашу, Богородицу и Приснодеву Марию, со всеми святыми помянувше, сами себе и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим...

Далее хор, в подражание изгнанному Адаму, вновь взывает к Богу:

Господи, воззвах к Тебе, услыши мя;Услыши мя, Господи...
Внегда воззвати ми к Тебе: услыши мя, Господи...

В это время диакон (или священник) совершает каждение храма, знаменующее жертвы, которые некогда приносились Богу в Ветхом Завете и предобразовали грядущую искупительную жертву Иисуса Христа. Каждение знаменует также и наши молитвы, возносящиеся к Богу как клубы фимиама.
А хор взывает далее:

Изведи из темницы душу мою, исповедатися имени Твоему...

Но теперь покаянные песнопения сменяются упованием на милость Божию: 

От стражи утренняя до нощи, от стражи утренняя да уповает Израиль на Господа.

И уже совсем радостно звучат слова: Яко у Господа милость и многое у него избавление, и Той избавит Израиля от всех беззаконий его; хвалите Господа вси языцы...

Вместе со стихами псалмов Церковь соединяет песни (или стихиры), в которых прославляет Господа, Пресвятую Богородицу и святых. Церковь учит нас прославлять Бога не только словами, но, подобно святым, делами и даже самой жизнью нашей. Последняя стихира поется в честь Божией Матери и называется богородичен (или догматик). . В нем воспевается Тайна воплощения, тайна прихода на землю Божьего Сына чрез Пресвятую Деву Марию. 

Но чтобы глубже и более проникновенно донести до молящихся людей эту Тайну, Церковь не довольствуется только словами. В древние времена Ветхого Завета, когда пророки хотели обратить внимание людей на наиболее важные пророчества, посылаемые им от Бога, они часто дополняли свои слова символическими действиями. Так и Церковь в этот момент богослужения действиями священнослужителей выражает великую Тайну воплощения- молящиеся видят вход священников в Царские врата, которые в это время символизируют Пресвятую Деву (именно поэтому на них всегда помещают икону Благовещения).

Во время пения богородичного (догматика) открываются Царские врата. Это знаменует собой то, что с
пришествием Спасителя открывается людям Царствие Божие. Как знак того, что Иисус Христос явился на земле не во славе, а в уничижении, из алтаря северными дверями, а не Царскими, выходит священник. Он знаменует собой Господа. Перед священником идет диакон с кадилом как Предтеча Господень. Если на всенощной бывает чтение Евангелия (например, в субботу на вечерне, или в двунадесятый праздник), то вход бывает с Евангелием - что знаменует собой выход Господа на проповедь.

Как и ранее, каждение символизирует наши молитвы, словно фимиам возносящиеся к Богу чрез ходатайство Иисуса Христа - нашего Искупителя.

По окончании пения богородичного (догматика) диакон кадилом изображает крест посреди Царских врат в знак того, что через крестный путь Господь отверз нам двери Царствия Своего и возглашает: «Премудрость, прости». Эти слова напоминают о том, что сейчас будет наиболее важная часть вечерни, и что в следующих за этим возгласом словах песнопения и действиях священнослужителей кроется великая мудрость. Слово же «прости» означает «стойте прямо».
Внимательно и благоговейно молящиеся слушают церковное песнопение:

Свете Тихий, святыя славы Безсмертнаго Отца Небеснаго, Святаго,БЛАЖЕННАГО, Иисусе Христе! Пришедше На запад солнца, видевшее свет вечерний, поем Отца, СЫНА и Святаго Духа, Бога. Достоин еси во вся времена пет бытии гласы ПРЕПОДОБНЫМИ, Сыне Божий, живот ДАЯЙ; темже мир Тя СЛАВИТ.
(Иисусе Христе, Тихий Свет святой славы Бессмертного Отца Небесного Святого, Блаженного! Мы, дожив до солнечного заката, увидев вечерний свет, воспеваем Бога -- Отца, Сына и Святого Духа. Ты, Сын Божий, Податель жизни достоин быть воспеваем во все времена голосами святых. Потому весь мир Тебя славит).

О чем говорят нам слова этого прекрасного песнопения? Кто назван здесь Тихим Светом? Тихим Светом в этом песнопении называется Иисус Христос, Сын Божий. Он, будучи второй ипостасью Предвечной Троицы - Богом Сыном, и по Божеству Своему - Светом присносущым, ради наших немощей сошел на землю. Но чтобы Божественным светом Своим не ослепить людей, Господь соделался ради нас Тихим Светом -воплотился и вочеловечился. Чрез это Он стал доступным для всякого кающегося грешника, подобно тому, как при закате солнца мы можем спокойно смотреть на светило, потому что его вечерний свет уже не ослепляет наши глаза.

Искупив нас от греха и вечной смерти, Господь Иисус Христос тем самым даровал нам вечную жизнь и потому Он достоин прославления во все времена.

При пении «Свете Тихий» священнослужители заходят через Царские врата в алтарь. В алтаре священник целует Престол и удаляется к Горнему месту, где, обратясь лицом к народу, становится перед Престолом. Этим изображается, что Господь после Своего вознесения на небеса, взирает на нас и на наши дела и находится с нами во все дни до скончания века.

После окончания пения «Свете Тихий», диакон возглашает: «Вонмем» (будем внимательны). Затем священник: «Мир всем», диакон: «Премудрость, вонмем», и после его возгласа хор поет особое песнопение - прокимен. На каждый день недели положен особый прокимен. Так, например, на вечерни в субботу поется: «Господь воцарися, в лепоту облечеся».

По окончании прокимена Царские врата закрываются.

(продолжение следует)

Аудиоальбом "ВСЕНОЩНОЕ  БДЕНИЕ" в исполнении Хора  братии  Свято-Успенской  Почаевской  Лавры

под управлением  иеромонаха  Романа (Кимович)


По страницам Закона Божьего

(№№ 2,3-4,10 журнала "Свет Рождества")

Хостинг от uCoz